Перейти к основному содержанию

Статья 358 ТК РФ. Обязанности государственных инспекторов труда

Новая редакция Ст. 358 ТК РФ

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Комментарий к Статье 358 ТК РФ

Государственные инспекторы труда, осуществляя возложенные на них функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, должны прежде всего заботиться о соблюдении прав и законных интересов работодателей.

В ходе своей деятельности инспекторам могут стать известны сведения, составляющие охраняемую законом тайну. Это может быть государственная, служебная или коммерческая тайны. Поэтому Кодекс обязывает их хранить охраняемую законом тайну даже после того как они оставили свою должность.

Проверки по жалобам сотрудников становятся популярнее с каждым годом. На своих работодателей жалуются и работающие, и уволенные, и даже те, кому было отказано в приеме на работу. Тем, кто подает жалобы, не стоит опасаться для себя негативных последствий со стороны работодателя. Поскольку инспектор не вправе разглашать эту информацию, если об этом попросили жалобщики.

Проверку организаций на предмет соблюдения ими законодательства о труде осуществляют органы федеральной инспекции труда. Проверки проводятся как по жалобам и обращениям граждан, так и в плановом порядке. Работнику, который обратился с жалобой, комментируемая статья предоставляет право требовать от инспекции соблюдения конфиденциальности его обращения.

Другой комментарий к Ст. 358 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Помимо наделения государственных инспекторов труда достаточно широким кругом прав законодательство возлагает на них определенные обязанности. Круг специфических обязанностей и ограничений, возлагаемых на инспекторов труда, определен ст. 15 Конвенции МОТ N 81.

Эта Конвенция вменяет инспекторам труда в обязанность не разглашать, даже после ухода с должности, производственных или коммерческих тайн или же производственных процессов, с которыми они могли ознакомиться при осуществлении своих функций. Одной из важнейших обязанностей инспекторов труда выступает также обязанность считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения законодательства и воздерживаться от сообщения работодателю или его представителю о том, что инспекционное посещение было сделано в связи с получением такой жалобы. Наконец, инспекторам труда запрещается участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под их контролем.

2. Трудовой кодекс конкретизирует обязанности государственных инспекторов труда, предусмотренные Конвенцией, применительно к условиям России.

Так, в развитие принципа законности комментируемая статья выделяет в качестве основной обязанности государственных инспекторов труда обязанность осуществлять надзорно-контрольную деятельность в соответствии с законодательством.

Государственные инспекторы труда должны соблюдать права и законные интересы работодателей, защищать права и свободы человека (работника).

3. Обязанность государственных инспекторов труда хранить охраняемую законом тайну призвана защитить права и интересы как работодателя (охрана коммерческой или служебной тайны), так и работника (охрана личной тайны человека, сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан). Данная обязанность выступает также одной из гарантий права государственных инспекторов труда на получение информации, необходимой для осуществления надзорных и контрольных функций, в предоставлении которой не может быть отказано по причине ограниченности доступа и особой защиты соответствующей информации. Обязанность сохранения охраняемой законом тайны не прекращается даже в связи с оставлением инспектором труда должности.

4. Обязанность считать абсолютно конфиденциальным источник жалобы, явившейся основанием для проведения инспекционной проверки, направлена на защиту интересов работника, который довел до сведения федеральной инспекции труда информацию либо свое мнение относительно нарушения своих прав или прав иных работников, несоблюдения работодателем законодательства о труде. Неуклонное исполнение данной обязанности исключает неправомерное воздействие работодателя на работника в качестве своеобразной мести за сообщение данных о допущенных работодателем нарушениях законодательства.

Вместе с тем комментируемая статья допускает двоякое толкование: с одной стороны, источник жалобы считается абсолютно конфиденциальным (не подлежащим разглашению), а с другой стороны, сведения о заявителе жалобы не могут быть сообщены работодателю только в том случае, если заявитель возражает против сообщения работодателю данных о себе в качестве заявителя жалобы. Возникает предположение: если заявитель жалобы не указывает в ней просьбу о неразглашении факта подачи им жалобы, то сообщение работодателю информации об источнике жалобы соответствует закону.

Разрешить данное противоречие возможно с помощью Конвенции МОТ N 81, которая не допускает разглашения информации об источнике жалобы, поданной в инспекцию труда, ни при каких условиях.

5. Обязанности государственных инспекторов труда как государственных гражданских служащих определяются в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а запреты, связанные с прохождением гражданской службы, - ст. 17 указанного Закона.

6. Об обязанностях государственных инспекторов труда при инспектировании организаций см. ст. 360 ТК РФ и комментарий к ней.