Перейти к основному содержанию

Статья 276 ТК РФ. Работа руководителя организации по совместительству

Новая редакция Ст. 276 ТК РФ

Руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.

Комментарий к Статье 276 ТК РФ

Нормы статьи 282 ТК содержат возможность ограничений на работу по совместительству для отдельных категорий работников, в частности руководителей организаций. Федеральные законы устанавливают ограничения права руководителей на работу по совместительству. Причины этого:

- возможность злоупотреблений руководителями своими полномочиями вопреки имущественным интересам собственников организаций;

- ограниченный ресурс рабочего времени руководителя, которое он обязан продуктивно использовать в интересах работодателя.

Нередки ситуации, когда работа в иных организациях является необходимой с точки зрения обеспечения интересов работодателя, к примеру, в дочерних, зависимых юридических лицах. Поэтому ТК (в статье 276) не запрещает совместительство, а обуславливает получением разрешения уполномоченного органа, собственника имущества организации либо уполномоченного собственником лица (органа).

Руководителям может быть прямо запрещено выполнять отдельные оплачиваемые работы. Например, руководитель унитарного предприятия не может быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Запрещено ему заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, кроме случаев, когда это входит в должностные обязанности данного руководителя. Руководитель кредитной организации, ее филиала не имеет права занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.

Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью подобных ограничений не содержится. В данном случае применяются нормы ТК о необходимости разрешения собственников имущества (участников) общества на занятие руководителем оплачиваемых должностей в других организациях.

Руководитель организации также не может входить в состав органов, осуществляющих функции контроля. Это обусловлено необходимостью разделения полномочий между органами управления и надзора. Руководитель в силу своих полномочий осуществляет постоянный контроль за функционированием организации. Собственники же заинтересованы в проведении периодических объективных проверок деятельности, управляемой руководителем организации для оценки результативности принимаемых им решений и эффективности деятельности руководителя. Аналогично члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно быть членами совета директоров (наблюдательного совета). Не могут они занимать иные должности в органах управления общества.

Другой комментарий к Ст. 276 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Правила, сформулированные в ст. 282 ТК РФ (см. комментарий к ней), содержат возможность ограничений на работу по совместительству для отдельных категорий работников. Данные ограничения должны устанавливаться федеральным законом. Руководители организаций представляют собой группу работников, которым совместительство не запрещено (как, например, в случае с работниками, не достигшими 18 лет). Вместе с тем федеральными законами установлен ряд правил, ограничивающих права руководителей на работу по совместительству. Причинами ограничений выступают, во-первых, возможность злоупотреблений руководителями своими полномочиями вопреки имущественным интересам собственников организаций, а во-вторых, ограниченный ресурс рабочего времени руководителя, которое он должен продуктивно использовать в интересах работодателя. При отсутствии ограничений для руководителей на совместительство было бы практически невозможно осуществлять контроль количества их труда по основному месту работы. Вместе с тем достаточно часто возникают ситуации, когда работа в иных организациях (например, дочерних, зависимых, аффилированных юридических лицах) является желательной или даже необходимой с точки зрения обеспечения интересов работодателя. Поэтому правилами комментируемой статьи руководителям совместительство не запрещается, а обусловливается получением разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). Положения комментируемой статьи конкретизируются в Законе "Об акционерных обществах" (см. п. 3 ст. 69), где установлено правило о том, что совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества. В отдельных случаях законодательство прямо запрещает руководителям выполнять некоторые оплачиваемые работы. Так, Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746; 2003. N 50. Ст. 4855) установлено, что руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя. Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3 февраля 1996 г. (с изм. на 30 июня 2003 г.; на 27 июля 2006 г.)) определено, что руководитель кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.

Вместе с тем, например, в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью каких-либо подобных правил не содержится. Следовательно, в последнем случае применению будут подлежать непосредственно положения Трудового кодекса о необходимости разрешения собственников имущества (участников) общества на занятие руководителем оплачиваемых должностей в других организациях и положения отраслевого законодательства (при наличии особенностей).

2. Нецелесообразным представляется закреплять запрет руководителю на совместительство в уставе организации, так как в последующем это может привести к необходимости внесения в него изменений. По той же причине также нецелесообразно включать условие о невозможности совместительствовать в трудовой договор с руководителем. Вместе с тем условие трудового договора о необходимости согласования совместительства с собственниками имущества организации, с указанием конкретного органа юридического лица, имеющего право разрешения, представляется возможным и целесообразным.

Трудовой кодекс умалчивает в отличие, например, от уже приводимого здесь Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" о возможности руководителя заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью. В правоприменительной практике следует руководствоваться также Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (БНА. 2003. N 51), в соответствии с которым не считается совместительством и не требует заключения трудового договора, в частности:

а) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;

з) работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;

и) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

3. Запрет руководителям организаций входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации, обусловлен необходимостью разделения полномочий между органами управлении и надзора. Руководитель в силу своих полномочий осуществляет постоянный контроль за функционированием организации. Вместе с тем собственники заинтересованы в проведении периодических объективных проверок деятельности управляемой руководителем организации для оценки целесообразности и результативности принимаемых им решений.

Сходное по смыслу с комментируемой статьей правило содержится и в Федеральном законе "Об акционерных обществах", который предусматривает, что члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества. Более того, акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества (ст. 85 Закона). Той же цели защиты прав акционеров служит положение о том, что члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, а лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 66 Закона).

Отсутствие запрета, сформулированного в ч. 2 комментируемой статьи, могло бы послужить предпосылкой злоупотреблений со стороны руководителя организации и причинения ущерба имущественным и иным интересам собственников.