Перейти к основному содержанию

Статья 210 ТК РФ. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Новая редакция Ст. 210 ТК РФ

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащих государственные нормативные требования охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственная экспертиза условий труда;

предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

создание условий для формирования здорового образа жизни работников;

установление и совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организация мониторинга состояния условий и охраны труда и государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение социальной защиты работников посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Комментарий к Статье 210 ТК РФ

В ст. 210 Трудового кодекса приводятся основные направления государственной политики в области охраны труда.

Статья подробно определяет основные направления государственной политики в области охраны труда. Эти направления четко обозначают путь к обеспечению безопасности и здоровья работников в России и включают следующие важные аспекты:

  1. Приоритет сохранения жизни и здоровья работников.
  2. Принятие и реализация законов и нормативных актов в области охраны труда.
  3. Государственное управление охраной труда.
  4. Государственная экспертиза условий труда.
  5. Предотвращение производственных травм и профессиональных заболеваний.
  6. Оценка и управление профессиональными рисками.
  7. Государственное финансирование мероприятий по охране труда.
  8. Улучшение условий и охраны труда.
  9. Координация между охраной труда, охраной окружающей среды и другими сферами экономики и социальной деятельности.
  10. Специальная оценка условий труда и экспертиза качества её проведения.
  11. Гарантии и компенсации для работников, занятых вредными условиями труда.
  12. Международное сотрудничество в области охраны труда.
  13. Обмен передовым опытом в области охраны труда.
  14. Мониторинг состояния условий труда и государственная статистика о труде и его последствиях.
  15. Социальная защита работников через обязательное социальное страхование от несчастных случаев на работе и профессиональных заболеваний.
  16. Защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на работе, и их семей.
  17. Государственный контроль над соблюдением трудового законодательства и нормативных актов охраны труда.

Реализация этих направлений требует согласованных усилий со стороны органов государственной власти на разных уровнях, работодателей, профсоюзов и других заинтересованных сторон. Это гарантирует создание безопасной и здоровой среды для всех работников в России и способствует защите их прав и интересов.

Другой комментарий к Ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 210 ТК, установив основные направления государственной политики в области охраны труда, тем самым определила принципы института охраны труда, которые можно разделить на три группы.

Во-первых, это принципы формирования единого общегосударственного правового механизма регулирования отношений в сфере охраны труда: принятие и реализация федерального и регионального законодательства об охране труда, а также специальных многоуровневых программ улучшения условий и охраны труда; организация и обеспечение государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, государственной статистической отчетности об условиях труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости, функционирование единой информационной системы охраны труда.

Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, дополнительно установили следующие новые принципы данной группы: государственная экспертиза условий труда, установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников, координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности.

Во-вторых, принципы экономической государственной политики в области охраны труда: участие государства в финансировании мероприятий по охране труда, проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда; разработка и внедрение безопасных технических средств и технологий; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования.

В-третьих, принципы организации охраны труда: подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда.

2. Закрепленные в статье направления государственной политики в области охраны труда реализуются согласованными действиями социальных партнеров на всех уровнях социального партнерства в сфере труда. Так, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 - 2007 гг. в разд. V "Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность" предусматривает такие совместные мероприятия, как совершенствование системы медико-социальной защиты и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, системы компенсаций за неблагоприятные условия труда с учетом показателей вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, а также экономической заинтересованности работников и работодателей, системы аттестации рабочих мест по условиям труда, системы статистического учета и отчетности производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и трудопотерь вследствие временной и стойкой утраты трудоспособности на основе требований и рекомендаций МОТ.